Готическая литература: вместо определения

Термин «готический роман» (gothic novel) изначально применялся к произведениям, написанным во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Определение «готический» указывает либо на место действия (старинные готические замки), либо на время (готическая эпоха, то есть Средневековье). Жанр возникает в эпоху Романтизма как протест против реалистических тенденций искусства Нового времени, и имеет такие характерные для романтической парадигмы черты, как интерес к мистике и мифологии, противопоставляемые обществу привлекательные антигерои, уже упомянутая любовь к истории и экзотическим декорациям. От романтического произведения готическое отличает мрачный колорит: даже если в финале героев и ждет счастливый конец, что бывает далеко не всегда, им предстоит пройти через испытание страхом, причем страхом перед явлениями сверхъестественными, необъяснимыми, невозможными.

 

Готический роман является предтечей такого жанра, как ужасы (хоррор). В двадцатом веке эти жанры развиваются параллельно, во многом взаимопроникая, но поставить между ними знак равенства было бы неверно. Что же отличает готику от хоррора?

 

Во-первых, готическое произведение не всегда ставит целью показать страх персонажей и вызвать его у читателя. Место страха может занимать атмосфера обреченности, одиночества, тоски, тревоги и отчужденности.

 

Во-вторых, ужасы могут быть посюсторонними и реалистическими; готика же, как правило, соприкасается с темой сверхъестественного, а грань между вымышленным и реальным в ней зачастую зыбка.

В-третьих, будучи порождением религиозного XVIII века, а не нигилистического XX-го, готика неизмеримо чаще, чем ужасы, обращается к нравственной, морально-этической проблематике, и это верно как для старинных, так и для современных образцов жанра.

 

В-четвертых, готика– это определенная эстетическая парадигма, формировавшаяся два с половиной столетия: архетипические герои (и антигерои), места действия, приёмы нагнетания напряжения. Ужасы, как продукт более массовый, тоже, естественно, имеют свои клише – но эти клише в корне отличаются от готических, восходящих к XVIII веку.

 

Какие же архетипы характерны для готики?

 

Зачарованность древностью и разрушением, атмосфера декаданса и увядания. Если город, то старинный; если замок, то разрушающийся от времени; если дом, то полный причудливых старых вещей.

Мрачность декораций: если время суток – то ночь, если время года – то осень. Если уголок природы – то глухой и дикий.

 

Среди классических мотивов – неотвратимость судьбы, родовое проклятие, сделка с Дьяволом, черная магия, злой двойник (доппельгангер), мистическая кара за преступление, сверхъестественные существа: вампиры, оборотни, призраки и так далее.

 

Наконец, антигерои, зачастую асоциальные, противопоставленные обществу, не приемлющие господствующую систему ценностей – но вызывающие при этом не только осуждение, но и толику симпатии, как автора, так и читателя.

 

В XX – XXI веках готика эволюционировала, породив ряд субжанров, таких как готический экшен, готическая фантастика (научная), готическое фэнтези («темное фэнтези», dark fantasy), и т. д. «The Crow» и «Underworld», цикл книг об Охотнике на вампиров D, романы о вселенной Равенлофта – вот лишь несколько примеров такой «межжанровой» готики.

 

Среди авторов, произведения которых относят к готической литературе – Хорас Уолпол, Сэмюэль Тэйлор Колридж, Мэри Шелли, Джон Полидори, Алексей Константинович Толстой, Эдгар Аллан По, Теофиль Готье, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Проспер Мериме, Роберт Льюис Стивенсон, Шарль Бодлер, Оскар Уайлд, Чарльз Диккенс, Гастон Леру, Говард Филипс Лавкрафт, Абрахам «Брэм» Стокер, Густав Майринк, Ганс Хайнц Эверс, Карл Эдвард Вагнер, Уитли Страйбер, Энн Райс, Барбара Хэмбли, Нил Гейман и многие другие.